Посредственные художники уделяют своей работе столько времени, сколько требуется, чтобы её закончить. Великие художники вкладывают в работу душу, пока работа не станет идеальной. А самые великие и после этого остановиться не могут, и не важно, скольких усилий это потребует.
1. Скульптуры из соли под снос
Японский художник Мотои Ямамото обладает терпением ангела. Он делает вот такое:
Полностью из соли.
Соль не может оставаться неподвижной. Ямамото создаёт свои творения из сыпучих гранул с помощью бутылки. Так он заполняет всю комнату сантиметр за сантиметром. Если чихнул — всё, месяц работы насмарку.
Ямамото не делает никаких чертежей или вычислений для создания скульптур и картин. Как он умудряется делать вот такие лестницы из соли, как из «Властелина Колец», — загадка.
А скольких усилий стоил этот лабиринт из соли!
И всё это будет уничтожено всего через несколько недель. Ямамото не просто приглашает публику посмотреть на свои произведения искусства — он настаивает, чтобы они уничтожали их, медленно и методично ступая по нежнейшим линиям, как Годзиллы.
Но Ямамото всегда просит отнести соль туда, откуда она появилась — к морю. Соль очень важна в японской культуре — её используют для очищения тела умершего и ею отпугивают злых духов. Вот почему Ямамото всё это делает — все работы посвящаются его умершей в 1996-м году от рака мозга младшей сестре.
2. Мемориал в пустыне Сахара в 60 метров высотой
В сентябре 1989-го года ливийские террористы сбили французский самолёт, летевший из Конго в Париж. И самолёт разбился в одном из самых далёких от цивилизации и негостеприимных мест на планете — в пустыне Сахара. Обломки так там и оставались до 2007-го года, пока семьи погибших не прошли через одно из самых горячих мест в мире, собрали некоторые обломки и построили в песках 60-метровый мемориал.
Так мемориал выглядит со спутника на Google Earth. Надеемся, вы оцените его по достоинству, потому что вы — едва ли не единственный, кто его сейчас видит. В основном на него любуются скорпионы и канюки, вряд ли обладающие чувством прекрасного.
Строительство мемориала заняло два летних месяца непосильной работы в пустыне, и всё это делалось исключительно по желанию семей погибших.
3. Сложнейшие песчаные узоры