Предлагаем вашему вниманию самые волнительные шпионские фильмы и специальных агентов не хуже Бонда.
«Агент 117» и «Агент 117: Миссия в Рио»
реж. Мишель Хазанавичус, 2006 и 2009
У французов не было своего Джеймса Бонда (вместо него — невероятный де Фюнес в роли Жандарма), но десять лет назад они исправили положение. Лучшего кандидата на роль суперагента, чем набриолиненный и белозубый Жан Дюжарден, для пародии невозможно даже представить.
До того как актер получил «Оскар» за «Артиста», он стал сенсацией у себя дома во Франции с двумя комедиями о самоуверенном, туповатом, юрком и находчивом агенте 117, который при помощи рукопашной и собственной изобретательности разруливает два конфликта — на Ближнем Востоке и в Латинской Америке.
Время действия — начало 1960-х, когда можно было щупать секретарш, шутить расистские шутки и носить идеальные костюмы. Фундаменталисты в связке с нацистами, а те — в обнимку с крупным капиталом. Комедия Хазанавичуса из двух частей слишком хороша, чтобы быть правдой — если хочется понять, как в кино выглядит изобретательная ретромания, это самый лучший пример.
«Шпион, выйди вон»
реж. Томас Альфредсон, 2011
До того как взяться за шпионскую классику Ле Карре, шведский режиссер был известен среди киноманов в первую очередь тем, что снял восхитительный фильм про вампиров «Впусти меня» (который американцы тоже пересняли очень достойно). Уже в международном дебюте было понятно, как хорошо Альфредсону удаются полутона, паузы в суровых интерьерах и крупные планы актеров, из которых он неизвестным образом вытаскивает все возможное.
В «Шпионе» в его распоряжении несколько феноменальных актеров — Камбербэтч, Олдман, Фёрт, Харди, — разыгрывающих трудную шахматную партию в разгар холодной войны. Найти крота в ФБР — дело сразу для нескольких мужчин, чья жизнь связана со служением родине и заданиями в разведке. В перемещениях по комнатам, тихих вечерах, негромко сказанных репликах Альфредсон снимает замечательное кино об одиночестве и обреченности тех, кто увлекся играми разума под грифом «секретно».
«Разговор»
реж. Фрэнсис Форд Коппола, 1975
В разгар Уотергейтского скандала и общественной дискуссии о вмешательстве в частную жизнь Коппола выходит с фильмом об исполнительном агенте, который может поставить жучок где угодно и за кем угодно проследить. Запертый то в фургоне, то в квартире, то в собственных наушниках, он пытается разоблачить заговоры и обеспечить безопасность.
Джин Хэкман на протяжении двух часов играет самого обычного ответственного работника, который выполняет приказы без сомнений и угрызений совести. Быть таким — настоящий талант, но он покидает героя, когда он видит кровь в собственном туалете. Вдохновляясь «Фотоувеличением» Антониони, Коппола проделывает тот же номер со звуком: бесконечное повторение одного и того же отрывка в записи как способ найти ловушку. Камерным фильмом, игрой Хэкмана и утомительными повторениями Копполе удается снять настоящий кошмар, в который попадает живой человек, приспособившийся к системе.
«Миссия невыполнима»
реж. Брайан де Пальма, 1996
Чем отличается первая часть «Миссия невыполнима» от других частей? Правильный ответ: всем. При всех достоинствах сиквелов и том, что фильмы с Томом Крузом действительно выстраиваются в одну историю из нескольких серий, первый фильм снимал Брайан де Пальма, самый последовательный ученик Хичкока.
Он умеет вытащить душу из актеров, объяснить оператору, как снимать капельку пота так, чтобы у тебя застыла кровь в жилах, подлить яд герою в шариковую ручку и зажечь спичку так, чтобы у всего зала загорелись ноги. Де Пальма всегда знал, что саспенс берется не из взрывов и компьютерных эффектов: его машины разбиваются в не самых эффектных ракурсах, а актеры действительно прыгают, стараются и устают не как суперлюди, а как мы с вами.
«Модести Блэйз»
реж. Джозеф Лоузи, 1966
Если речь идет о шпионской комедии, в первую очередь в голову приходит трилогия про Остина Пауэрса, местами и правда смешная. Но лучше пародии на 1960-е может быть только сама пародия, снятая в 1960-х. Можно вспомнить легендарную «Шараду» с Одри Хепбёрн и Кэри Грантом, а можно — еще более противоречивый фильм. Отличный британский режиссер Джозеф Лоузи и жившая в то время в статусе богини Моника Витти — не самая очевидная комбинация, но она работает.
Витти говорит с сильным итальянским акцентом, в драке кувыркается по полу и стреляет из лука, а еще — своими подведенными глазами. Джозеф Лоузи дает настоящего Ричарда Лестера, который отвечал за вечные комедии про The Beatles с идиотскими сюжетами, и придумывает завязки в стиле Джеймса Бонда.
Отдельно стоит сказать про саундтрек и камеру, так что «Модести Блэйз» можно спокойно смотреть дабл-фичером с другим эксплуатейшном о красотке в беде — «Барбареллой» с Джейн Фонда. Она выйдет на два года позже, чем фильм с Витти, и в ней режиссер, очевидно, тоже не может отвести глаз от актрисы, исполняющей главную роль.
«Три дня Кондора»
реж. Сидни Поллак, 1975
Группу агентов ЦРУ, к которой принадлежит Кондор, герой Роберта Редфорда, расстреляли в упор. У него есть всего три дня, чтобы спастись, и случайная прохожая, попавшаяся под руку, становится той самой последней любовью и надеждой на то, что все будет хорошо.
В «Трех днях Кондора» есть не только отлично сыгранный дуэт двух лиц Нового Голливуда, но и сложная интрига, драка с использованием совка для камина, осенние пейзажи, цвет и картинка, которые бывают только в американском кино 1970-х. Снятый без спецэффектов, фильм Сидни Поллока разворачивается в комнатах и офисах, в разговорах между влюбленными, между охотниками и добычей. Такое кино, как и кондор, — редкая птица со страниц Красной книги.
«Признания опасного человека»
реж. Джордж Клуни, 2002
Первый режиссерский опыт Джорджа Клуни и фильм, который легко попадает в список лучших фильмов на земле за феноменального Сэма Рокуэлла и историю, которая случилась на самом деле. Главный герой Чак Баррис придумывает шоу «Любовь с первого взгляда» для телекомпании ABC.
Он много работает, счастливо женат на нежной блондинке (Дрю Бэрримор), его любят коллеги. Чем не идеальный кандидат на роль агента ЦРУ? По вечерам он будет получать приказы от импозантного босса в спецслужбах и рокового агента-брюнетки в исполнении Джулии Робертс.
Иногда нужно убивать людей и ходить на задания, но, как пообещают Чаку, это будет весело. Фильм снят по мемуарам-бестселлеру, за которые Клуни берется резко и бесстрашно, идеально рассчитывая темп фильма, выдерживая паузы и нагнетая саспенс. Энергичный, остроумный и адреналиновый фильм без единой запинки намечает те же грани смешного, героического и абсурдного, как и недавний «Волк с Уолл-стрит» Мартина Скорсезе. Мурашки радости и чистый восторг.