Гороскоп

О фильме Доживем до понедельника

Фильм сняли в далеком 1968 году, но даже теперь, спустя полвека, мы не устаем снова и снова пересматривать старое доброе кино и всей душой сопереживать героям. «Доживем до понедельника» называли лучшей советской картиной о школе и культовым фильмом 60-х. Как создавалось легендарное кино?

«Счастье – это когда тебя понимают»  

Сценарий к фильму написал Георгий Полонский, студент ВГИКа, это была его дипломная работа. Сценарий попал в руки Станислава Ростоцкого, и он «загорелся» идеей снять кино на школьную тему. Самое интересное, что Полонский был категорически против того, чтобы главную роль играл Вячеслав Тихонов – по его мнению, актер был слишком молод и красив для учителя истории, умудренного жизненным опытом. Сценарист предлагал на эту роль Бориса Бабочкина или Зиновия Гердта. К тому же и сам Тихонов не хотел сниматься в этом фильме, после недавних съемок в «Войне и мире» С Бондарчука он не готов был переходить от изящного образа князя Андрея к роли Мельникова, простого советского учителя. Ростоцкий долго уговаривал актера, но, не преуспев в этом, сказал: «Если ты мне друг – будешь играть!». И Тихонову пришлось согласиться, у него просто не осталось другого выхода. Правда, для съемок ему пришлось сделать возрастной грим.

OK

 

Но со временем Вячеслав Васильевич понял, почему режиссер был так настойчив! Его герой, Илья Семенович, находится в творческом кризисе, он словно стоит на перепутье и не знает, куда двигаться дальше – точно так же, как и сам Тихонов. Многие звездные роли были уже сыграны, и актер снова искал свое место под солнцем. Мудрый Ростоцкий увидел эту параллель – и роль учителя Мельникова стала одной из лучших в биографии Вячеслава Тихонова.

Ирина Печерникова, исполнительница роли Натальи Сергеевны, очень волновалась при мысли, что ей придется сниматься с таким мэтром, как Вячеслав Тихонов. От волнения она забывала текст и путала слова. Тогда режиссер стал приглашать ее на мероприятия вместе с Тихоновым, чтобы актриса привыкла к партнеру. Постепенно ей это удалось, и на экране Ирина выглядит вполне естественно. Также ей нелегко было играть сцены с учениками, доходило до того, что режиссер запирал Печерникову в классе с предполагаемыми школьниками, чтобы почувствовать себя свободно в этой обстановке. В первое время артистка безутешно рыдала и чувствовала себя полной бездарностью, но потом научилась вести уроки английского в кадре и строить отношения с классом – как научилась этому ее героиня в конце фильма.

  …

Картину снимали в московской школе № 234 (теперь № 1380). Учеников играли студенты-первокурсники театральных вузов, а Юрий Чернов, играющий Сыромятникова, учился в цирковом училище. «Вот поставишь ему единицу, а потом выйдет из него Юрий Никулин!» – эта фраза была сказана весьма кстати. Чернову выдали для съемок новую школьную форму, но костюмерша посоветовала ее истрепать, чтобы двоечник Сыромятников выглядел более натурально. Юра с ребятами пошли «трепать» – играть в футбол на стадионе. За неимением мяча пинали портфель. Возмущенные тетки кричали ему: «Что же ты делаешь?! Мать купила портфель, а ты ломаешь!» На что актер отвечал: «Это мне нужно для работы!»

 

А для Игоря Старыгина в роли пижона Батищева никак не могли найти подходящие джинсы. Тогда специально для него соорудили «крутые» штаны и прикрепили на них модные заклепки, а Ростоцкий «с барского плеча» подарил ему шикарную куртку из Америки – и образ был найден!

 

Для Ольги Остроумовой роль Риты Черкасовой стала дебютом в кино. Юная артистка так переволновалась, что от излишнего усердия чуть не избила Генку Шестопала в исполнении Валерия Зубарева. Рита должна была дать Генке пощечину в кадре и не рассчитала удар. Она так «заехала» бедняге по лицу, что его щека еще долго горела и на ней отпечатался след ее пальцев. При пересъемке этого эпизода бедный Зубарев жмурился от страха в ожидании нового удара, и это выглядело неестественно – поэтому в фильме оставили первый дубль.

  … …

В картине «Доживем до понедельника» Ростоцкий единственный раз снял свою жену. Блестящая роль «словесницы» Светланы Михайловны в исполнении Нины Меньшиковой впечатлила многих, а вот героиня запомнилась нам не с лучшей стороны. Она консерватор, который любой ценой защищает старые традиции и всячески отрицает новые веяния – это не лучшая позиция учителя. Поэтому мы встаем на сторону смелой и искренней Нади Огарышевой, которая не стесняется писать в сочинении не то, что принято, а то, что ее действительно волнует. И «несмотря на то, что в классе мальчики!», она открыто говорит о том, что хочет быть не комсомолкой и героем труда, как было принято в советские годы, а многодетной мамой. Шок – это по-нашему!

  Svetlana Mikhailovna LО фильме Доживем до понедельника

Но ведь «счастье – это когда тебя понимают». И счастья хочется всем героям этого прекрасного фильма – и Генке Шестопалу, и Наде, и юной учительнице Наташе, и неприступному Илье Семеновичу, и даже Светлане Михайловне. Только вот что такое счастье – каждый понимает по-своему…

OK