Стандарты женской красоты в ходе истории менялись многократно. То, что считалось красотой в Средние века, в эпоху Возрождения сочли бы патологией, а женщин 1960-х не пустили бы в древности и на порог пещеры.
Палеолитическая Венера
В 2008 году в пещере Холе-Фельс близ немецкого города Шельклингена была обнаружена древнейшая из известных науке палеолитических Венер. По месту нахождения она получила имя «Венера из Холе-Фельс». Ей примерно 35-40 тысяч лет.
По мнению археолога Джона Шиа, на изготовление этой статуэтки ушли «десятки, если не сотни часов». Интересно, что у этого экземпляра Венеры на месте головы — отверстие, что, по предположению археологов, говорит о том, что статуэтка использовалась как кулон. Палеолитических Венер насчитывается больше сотни. Несмотря на обширную географию мест их обнаружения, у них много общего: это тучные женщины с широким тазом и большой грудью.
В этих статуэтках, которые можно считать первым известным истории стандартом женской красоты все говорит о том, что эти Венеры обладают завидной способностью к деторождению, они явно не голодают и способны пережить тяжелые времена.
К-стратегия
Что же заставило безымянного кроманьонца потратить «сотню часов» на изготовление этой статуэтки. Вероятнее всего, подобные Венеры использовались не просто как украшения, у них была ритуальная цель, причем весьма очевидная, учитывая параметры этих каменных женщин — привлечь увеличение рода. Для непростых условий жизни во времена палеолита, когда выживаемость племени и рода напрямую зависела от популяции, такой идеал женской красоты вполне обоснован. Эволюционные антропологи относят человечество к сообществам с так называемой K-стратегией. Для нее, в отличие от R-стратегии, свойственны относительно долгая жизнь представителей вида, относительно медленное развитие и медленное расселение. Таким образом, стандарты женской красоты очень сильно зависят не только от прихотей мужчин (прихоти мужчин тоже от многого зависят и не являются спонтанными), но, в первую очередь, от окружающей среды (в развитых обществах — от политики, военной активности, экономики и так далее).
Древний Египет
Многочисленные фрески дают достаточно полное представление о том, какими должны были быть идеальные египтянки. Идеалом женской красоты в Древнем Египте считалась высокая, стройная брюнетка с широкими плечами, плоской грудью, по-мальчишески узкими бедрами и длинными ногами.
Египтянки стремились к тому, чтобы кожа была гладкой, без единого волоска, поэтому они еще тысячи лет назад практиковали известную и нашим современницам восковую эпиляцию. После удаления волос кожа умащивались маслами и благовониями, а с помощью белил ей придавали «модный» светло-желтый оттенок. У мужчин ценился другой цвет кожи – красно-коричневый.
Идеал женской красоты в Древнем Египте говорит о том, что жили египтяне в целом неплохо. Войны были, но они не обескровливали страну, перенаселения также не было, поэтому стандарт женской красоты был далек от палеолитических Венер.
В женщинах Древнего Египта мы видим влияние такого феномена как неотения, то есть сохранении у взрослых женщин дестких черт. Стремление к такому типу красоты проявляется в обществах, где потребность в деторождении невелика.
Древняя Греция
В Древней Греции красота была культом. При этом именно здесь понятие идеала приобрел вполне исчисляемые параметры. Речь о «золотом сечении».
Расчет стандартов красоты произвел древнегреческий скульптор Поликлет в V в. до н.э. в сочинении «Канон». По его мнению, идеальное тело должно быть таким: голова – 1/7 всего роста, кисть руки – 1/10, ступня – 1/6, а центр тела должен приходиться на уровень пупка. Также учитывалось соотношение объема талии к объему бедер. Его высчитывали делением первого показателя на последний. Талия, скажем, 60 см, делится на объем бедер – 90 см. Получается, примерно, 0,66. У обладательницы золотого сечения этот показатель будет равняться 0,7.
Антропологи установили, что деление человеческого тела точкой пупа – важнейший показатель «золотого сечения». Мужские пропорции колеблются в пределах среднего отношения 13 к 8 (1,625). Они ближе к «золотому сечению», равному 1,618, чем женские, составляющие 8 к 5 (1,6).
В Древней Греции горожане жили в полисах, голод был редкостью, но войны требовали постоянного пополнения армии. Это и привело к гормоничному идеалу женской красоты, не анорексичному, но и не гипертрофированно-палеовенерному.
То пусто, то густо
Если посмотреть на женские портреты времен Средневековья и на изображения женской красоты времен Возрождения, то проявление К-стратегии налицо.
Жизнь в городах во времена Средневековья была непростой: перенасленность, антисанитария, голод, религиозный догматизм. Численность населения — свыше 100 миллионов человек. Словом, не жизнь, а сказка. Страшная. Идеалом женской красоты того времени были женщины бледные, безбровые и асексуальные. Они брили лбы и носили фальшивые животы, имитирующие беременность.
Коррективы внесли войны и чума, косившая население целыми городами. Поэтому в эпоху Возрождения идеалы женской красоты поменялись с точностью до наоборот. Европа нуждалась в пополнении популяции, поэтому на авансцену вышли «рубенсовские женщины», фигуры которых были как будто созданы для конвейерного деторождения.
Скачка идей
Наглядная скачка представления о стандартах женской красоты началась в XX веке. От женщины декаданса, которая одним своим видом показывала, что одной своей ножкой она уже находится за пределами этого мира (бледность, черные круги под глазами, черные одежды) идеал красоты сменился на женщину полнокровную, спортивную, широкоплечую.
Это произошло на фоне последствий Первой мировой войны, растущей эмансипации. Если посмотреть на идеальных женщин 1930-х в Германии и СССР, то разницу будет сложно заметить: готовящимся к массовому противостоянию странам нужны были солдаты. Выбранный после Первой мировой стандарт красоты как нельзя лучше соответствовал этой установке: здоровая крепкая женщина, культ спорта — здоровое потомство.
После Второй мировой произошел так называемый бэйби-бум. Идеалом 1950-х годов стала модель Бетти Бросмер (большая грудь, широкие бедра, узкая талия). Пресытившись и пополнив население, уже в середине 1960-х мир стал восхищаться Лесли Хорнби, или Твигги: худенькая, ножки-веточки, короткая стрижка…
По мнению многих историков моды, именно Твигги можно назвать первой супермоделью. Миллионы девушек по всему миру худели до измождения («синдром Твигги»), копировали макияж и необычайно короткую стрижку большеглазой модели. Твигги стала настоящей визитной карточкой десятилетия.
Стандарты красоты продолжали меняться и меняются до сих пор. Анорексичность постепенно уходит, и в мире набирает обороты тренд «естественной красоты». С моделями plus size заключают контракты крупнейшие модельные дома, в социальных сетях популярен хештег #Effyourbeautystandards. О чем это говорит?