В 1895 году Сара Бернар играла Мелисинду в пьесе Эдмона Ростана «Принцесса Греза» (La Princesse Lointaine) в Театре Ренессанса в Париже. Для этого образа Альфонс Муха создал прекрасные произведения — тиару с лилиями и подвеску.
Диадема «Принцесса Греза», 1890-е, Национальная Библиотека в Париже, Музей Оперы
Сара Бернар в роли Мелисинды в спектакле «Принцесса Греза»
А. Муха «Сара Бернар», 1896. Этот плакат Муха нарисовал в честь банкета для Сары, устроенного её друзьями в Париже в 1896 году. Актриса изображена в тиаре из живых лилий
Альфонс Муха проработал с Фуке только три года — с 1899 по 1901, но успел за это время серьезно повлиять на развитие ювелирного искусства.
Еще со времен Людовика XVI задачей ювелира было использовать в работе только самые драгоценные камни. Фуке и Муха пересмотрели сами основы ремесла. Они верили в то, что красота ювелирного украшения зависит не от ценности драгоценного камня, а от художественного дизайна. Два новатора подбирали материалы исходя не из цены, а из их способности включиться в общий дизайн.
Кулон «Водопад». Ювелир Ж. Фуке по эскизу А. Мухи. Ок. 1900. Перегородчатая эмаль, жемчуг, опалы, бриллианты
Ожерелье с фуксией. Разработано для ювелира Джоржа Фуке
Альфонс Муха, 1905
Ожерелье с фуксией. Разработано для ювелира Джоржа Фуке
Альфонс Муха, 1905
Муха комбинировал фантастические и природные мотивы, и не боялся идти против сложившихся взглядов на ювелирные изделия для одежды. Он разрабатывал дизайн подвесок, кулонов и брошей, а также сложные украшения для корсажей.
Украшение для корсажа «Крылатый дракон», 1902. Ювелир Ж. Фуке по эскизу А. Мухи. Золото, эмаль, бриллианты, жемчуг. Частное собрание, Нью-Йорк
Брошь. Ювелир Ж. Фуке по эскизу А. Мухи. Эмаль, жемчуг
Ювелирный бутик как произведение искусства
В 1899 году Фуке поручил Мухе разработать дизайн его нового салона на улице Руаяль 6, в 1901 году он открывается к полному восторгу публики. Художник блестяще справился с задачей и создал великолепный проект — чистейший ар-нуво с его характерными плавными, гибкими линиями и изобилием природных мотивов.
Роскошный интерьер магазина заставлял покупателей буквально терять голову — потолок увитый струящимися линиями; колонны и фризы, декорированные цветами, листьями и бутонами; панели, украшенные рисунками на морскую тематику — раковины, рыбы, нимфы.
В зале салона дизайнер поместил чудный камин, фонтан с обнаженной нимфой, изысканную мебель из красного дерева, витражи с цветочными мотивами в японском стиле, «византийскую» мозаику, бронзовые скульптуры и оригинальные витрины для ювелирных изделий салона.