В 1890-е годы в Париже имя Альфонса Мухи было у всех на устах. Иначе и быть не могло — весь город был оклеен его рекламными плакатами и театральными афишами с Сарой Бернар. Очарованный его работами, парижский ювелир Жорж Фуке предложил Мухе попробовать себя в роли дизайнера украшений. Как оказалось, это была воистину блестящая идея
Украшение выполненное Ж. Фуке и А. Мухой по заказу Сары Бернар. Эмаль, кость, бирюза, эмаль
Альфонс Муха принял предложение ювелира и создал не только уникальные произведения ювелирного искусств, но и архитектурный проект для нового салона ювелирного дома Фуке, ставшего его визитной карточкой.
Актриса, художник и ювелир
Фуке принадлежал к уже третьему поколению в знаменитой династии парижских ювелиров Фуке. В 1895 году его отец Альфонс Фуке передал руководство фирмой 34-летнему сыну. Жорж с жаром принялся за работу, решив радикально обновить стиль своего ювелирного дома, который долгое время придерживался ренессансных вкусов.
Брошь «Банты», 1819−1838. Альфонс Фуке. Золото, жемчуг барокко
Молодой ювелир был в восторге от ар-нуво — нового стиля в искусстве, и лучшим художником в этом стиле был Муха.
Афиша к балету-пантониме «Принцесса Гиацинт», Альфонс Муха, 1911
Одним из первых плодов их совместного творчества стал браслет «Медея» — изумительно, яркое и экстравагантное созданное Альфонсом Мухой и Жоржем Фуке специально для блистательной Сары Бернар.
Золотой браслет «Медея» с кольцом, 1899. Городской Музей в Сакаи, Япония
Сначала змея появилась на плакате Альфонса Мухи. В 1898 году Фуке увидел афишу с Сарой Бернар к спектаклю «Медея». Жоржа сразил образ главной героини в кульминационный момент драмы, где выражение, поза, костюм и даже украшения подчеркивают ужас свершившейся трагедии.
Трагический образ царицы, убившей своих детей, чтобы отомстить их отцу, дополнял браслет в виде змеи, обвивающий руку Медеи. Эта, казалось бы, незначительная деталь, усиливала впечатление жестокости матери-убийцы. Сара Бернар захотела иметь такое украшение и заказала Жоржу Фуке сделать браслет по эскизу Альфонса Мухи.
Актриса надевала браслет на спектакли, когда играла Медею и Клеопатру. Он идеально подходил для ролей роковых женщин и производил впечатление зловещего «древневосточного» амулета.
А.П. Чехов писал о Бернар: «Играя, она гонится не за естественностью, а за необыкновенностью. Цель ее — поразить, удивить, ослепить…».
Ослепляла она не только своей гениальной игрой, но и всем обликом, в том числе и украшениями — роскошными ожерельями,широкими браслетами, массивными серьгами и диадемами.