Алексей Фомкин, “Гостья из будущего”
Судьба актёра, прославившегося на всю страну ролью Коли Герасимова в фантастическом фильме “Гостья из будущего” – готовая притча о том, каким жестоким может быть мир искусства к внезапно попавшим в него счастливчикам. 13-летнего московского мальчика заметили в 1982 году на городском конкурсе чтецов, где он занял второе место, и пригласили на пробы на киностудию имени Горького. Это помогло ему попасть в “Ералаш”, где его и увидел режиссёр будущей картины про Алису Селезнёву Павел Арсенов. Казалось бы, эта череда счастливых случаев станет началом ещё одной успешной жизни. Но получилось не так.
Из-за постоянных съёмок у Фомкина начались проблемы в школе, на которые он вряд ли обращал внимание – слишком уж поглощала новая головокружительная карьера. В итоге актёр не получил аттестата. Алексей появился ещё в двух фильмах, не снискавших такой славы, как первый, а затем предложения о съёмках просто перестали поступать.
И вот тут, видимо, совсем ещё юный актёр всерьёз задумался о том, что сказка может закончиться навсегда. Говорят, что он сильно переживал и через полгода тщетного ожидания решил пойти в армию. В военкомате его направили в далёкую Иркутскую область. По иронии судьбы, вскоре Фомкина опять стали звать в кино, но откликнуться он уже не мог. Это и стало финальной точкой его экранной карьеры.
Сообщается, что на фоне внезапно нахлынувшей славы у актёра развилось пагубное пристрастие, вроде бы больше свойственное звёздам “капстран” – он начал принимать наркотики. На дворе стояла середина 80-х, к власти уже пришёл Горбачёв, и старые правила постепенно переставали действовать. Неудивительно, что после возвращения из армии Фомкин продолжил разрушать свою жизнь.
Из МХАТа имени Горького его выгнали через три месяца. Потом он не удержался на должности маляра на стойке. Чтобы спастись, молодой москвич уехал жить во Владимирскую область, в деревню с красноречивым названием Безводное. Там жизнь вроде бы постепенно пошла на лад: Фомкин работал мельником и ездил отдыхать в областной центр, где познакомился с будущей женой. Переехав к ней во Владимир, бывший звёздный мальчик советского кино жил в этом городе три года.
Судьба, однако, приготовила ему последний сюрприз. В ночь на 24 февраля 1996 года в гостях, где молодая чета праздновала День защитника Отечества, случился пожар, и уснувший к тому времени Алексей стал единственным, кому не удалось выбраться из квартиры. На момент смерти ему было всего 26 лет.
Сергей Шевкуненко, “Кортик”
Ещё один звёздный ребёнок советского кино прожил трагическую жизнь несколько иного плана – такую, что по ней самой впору снимать фильм. Кинематографическая судьба была уготована ему с детства: отец Сергея был директором на “Мосфильме”, а мать – ассистентом режиссёра на той же студии. Неудивительно, что уже в 13 лет он сам появился на экране.
Сначала это была безымянная эпизодическая роль в шпионской картине “Пятьдесят на пятьдесят”, а уже через год – главная партия в экранизации повести Анатолия Рыбакова “Кортик”. Этот приключенческий фильм принёс ему всесоюзную славу, а ещё через год, в 1974-м, он сыграл и в продолжении под названием “Бронзовая птица”. В следующем году Шевкуненко появился в ленте о сибирских золотоискателях “Пропавшая экспедиция”, но на этом его кинокарьера вдруг оборвалась раз и навсегда.
Дело в том, что к моменту съёмок в “Кортике” юный экранный герой отличался настолько антиобщественным поведением, что уже состоял на учёте в милиции. Возможно, в этом виновата ранняя смерть его отца, скончавшегося от рака, когда Серёже исполнилось всего четыре. Может быть, повлияло и то, что его старшая сестра Ольга эмигрировала из страны, когда ему было 13. В любом случае, оставшийся вдвоём с матерью актёр уже в 16 лет загремел в тюрьму за “избиение из хулиганских побуждений”. К этому времени он учился в специальном ПТУ, решив уйти из школы после восьми классов.
Так и началась криминальная эпопея Сергея Шевкуненко – будущего “авторитета”, известного под самоочевидной кличкой “Артист”. В общей сложности он провёл в тюрьме 14,5 лет и имел пять судимостей. В промежутках между сроками любящая мать устраивала его работать осветителем на родной “Мосфильм”. Любопытно, что московская ОПГ, во главе которой Шевкуненко встал в 90-е, тоже получила название “Мосфильмовской” – по названию тогдашнего муниципального района столицы.