С творчеством русского живописца XIX века Ивана Шишкина хотя бы поверхностно знаком каждый из нас. Во времена СССР хозяева любили украшать стены своих жилищ репродукциями полотен художника, вырванными из журналов.
Кроме того, мало кто не помнит потрясающие конфеты, обертку которых украшали легендарные медвежата в сосновом бору.
Люди, мало-мальски разбирающиеся в живописи, знают, что Шишкин — это огромная величина в истории не только русского, но и мирового изобразительного искусства.
Его невероятное умение воспевать красоты природы поражает всех поклонников пейзажа, а способность мастера виртуозно передавать на своих полотнах едва уловимые состояния природы приводит в настоящий восторг ценителей искусства по всему .
Представляем 10 самых знаменитых картин Шишкина с фотографиями оригинальных работ, названиями и описанием.
Список
- 10 Из окрестностей Гурзуфа
- 9 Лесные дали
- 8 Ручей в березовом лесу
- 7 Деревенский двор
- 6 Пасека
- 5 Рожь
- 4 Жатва
- 3 Вид в окрестностях Дюссельдорфа
- 2 Стадо под деревьями
- 1 Утро в сосновом лесу
10 Из окрестностей Гурзуфа
Солнечный Крым всегда манил к себе живописцев — они приезжали туда в погоне за свежими художественными ощущениями, за новыми красками.
На полуострове природа буквально брызжет контрастами: она резка и расплывчата, не броска и многокрасочна, монументальна и минималистична.
Шишкин также поддался всеобщему соблазну и в конце 1870-х годов отправился работать в Крым.
Пейзаж «Из окрестностей Гурзуфа» художник показал в 1880 году на своей персональной выставке. Тогда подобные экспозиции пользовались широкой популярностью, а эта вовсе стала событием в мире искусства.
9 Лесные дали
Картина была написана в 1884 году. Работы Шишкина этого периода отличаются особой глубиной и удивительной мощью.
Протяжные, гулкие разлетаются над бескрайними просторами. Неторопливое чередование планов, могучие плечи русского приволья — вот основная тема этого полотна.
Здесь Шишкин особенно ярко проявляет переполняющую его любовь к родной земле и ее бескрайним .
Написанная как будто с высоты птичьего полета, картина самобытна по своему композиционному ключу. В оптическом центре виднеется маленький водоем, который в какой-то степени символизирует лучезарность природы, насыщенной солнцем.
Зрителю становится понятно, что зеркальная, блестящая гладь воды отражает прекрасное летнее небо, но этот броский блик света в соединении с переливами света на кронах деревьев наполняет среду картины какой-то сказочной аурой.
Эпический масштаб произведению придает не только его формат, но и невероятно скрупулезно выписанные детали, наталкивающие на философские раздумия.
8 Ручей в березовом лесу
На полотне изображён невероятной красоты берёзовый лес. Мачтовые, будто дотягивающиеся до самого неба берёзы, которые завораживают своим царским величием и спокойствием. Куда ни глянь, везде мы видим берёзы.
При этом каждое изображение не только максимально детализировано гением пейзажа, но оно индивидуально по своей природе. Здесь у каждого деревца свой неповторимый характер и непохожие на других черты.
7 Деревенский двор
Это полотно Шишкин создал в конце 60-х годов XIX века. Здесь перед зрителем предстает картина двора крестьян того времени.
В правом углу мастер изображает угол бревенчатого дома. Шишкин с детализацией фотографа передает структуру типичной деревенской избы.
Динамика композиции переносит нас в небольшой проем, виднеющийся вблизи с закрытыми воротами. Таким образом Шишкин показывает нам кусочек бескрайнего русского поля.
Одной из основных целей создания этого пейзажа стало изображение упадочности крестьянского быта. Можно отметить, что художник не написал ни одной фигуры домашнего скота. Создается ощущение, что хозяева просто покинули своё жилище.
6 Пасека
Шишкин на протяжении всего своего творческого пути пытался не только как можно глубже познать природу, но исследовать характер взаимосвязи человека с ней.
Знаменитое на весь мир полотно «Пасека в лесу» демонстрирует нам увлеченность мастера живописи этой темой.
Крестьянин, собирающий мед на пасеке, — прекрасная идея для того, чтобы в очередной раз отобразить общение простых людей с природой.
Картина отражает глубокое понимание живописцем тончайших процессов, протекающих в жизни рядового крестьянина, который крепко-накрепко связан и с лесом, и с полем, кормящими его.
5 Рожь
В этом известном полотне Шишкин соединил два основных цвета отечественной школы живописи: голубой и золотой. Такая гамма часто использовалась в иконописи. Из этого можно сделать вывод, что в этом произведении художник ставит русский пейзаж вровень с природой божественной.
Также следует обратить внимание на символическое значение сосен, которые олицетворяют выносливость, силу жизни и несгибаемость. Деревья на этой картине выступают эдакими былинными богатырями, оберегающими ржаное поле.
Диссонансом в их общем ансамбле выглядит засохшее дерево. Вероятнее всего, Шишкин, так хотел обозначить свое сложное душевное , в котором он пребывал работая над созданием полотна, ведь незадолго до создания картины, художник потерял дорогих ему людей (отца, супругу и двоих детей).
4 Жатва
Это одна из ранних работ мастера, демонстрирующая зрителю необъятный простор бескрайних русских земель, богатых хлебом, так восхищавших начинающего живописца.
Шишкин со скрупулезной детализацией выписывает колоски. Солнечное, украшенное множеством облаков, небо контрастирует с золотом поля и расположенным недалеко населенным пунктом, где, как и положено, самым высоким сооружением является .
3 Вид в окрестностях Дюссельдорфа
Эта картина буквально насыщенна светом и воздухом. Глядя на нее можно явственно ощутить эту живую природу, ее волшебство и реальность.
Здесь хорошо видно, что Шишкину была очень близка эта простая и неброская красота просторов Дюссельдорфа, будто скрывающая какую-то тайну.
Живописец филигранно выписывает все детали картины. Правая часть полотна дарит полное ощущение надвигающейся грозы. Здесь Шишкин изображает мрачную тучу, заслоняющую солнечные лучи.
Мастер виртуозно играет с контрастом тоновой насыщенности, с удивительной точностью передавая на холсте перемены погоды.
Однако его гроза не носит угрожающий характер — в данной композиции он также является символом радости бытия. На это, в том числе, указывают человеческие фигуры — люди совершенно не намерены бежать от надвигающейся , они принимают ее, ощущая себя частью огромного многогранного мира.
2 Стадо под деревьями
С 1862 по 1865 годы Шишкин находился в Европе, где учился технике западных мастеров живописи.
В этот период больше всего он работал в Германии и Швейцарии, где сильное впечатление на него произвели художники Дюссельдорфской школы. У них он перенимал опыт соединения пейзажа с изображениями животных. Знаменитое полотно «Стадо под деревьями» было написано как раз в это время.
1 Утро в сосновом лесу
Вероятно, это самое известное полотно, принадлежащее кисти великого мастера. Картина пользуется широкой популярностью за счет композиционного включения в пейзаж деталей анималистического сюжета.
«Утро в сосновом лесу» максимально точно передает состояние природы, которое живописец увидел на острове Городомля. Здесь изображен не мрачный дремучий лес, а лучи солнца, бойко пробивающиеся сквозь ветви вековых деревьев.
Глядя на это полотно можно почувствовать, как наступает утро.
Интересный факт. Существует версия, что идея картины принадлежит художнику Савицкому, который в итоге выступил в роли соавтора произведения искусства и написал фигуры медвежат, естественно, по эскизам Шишкина.