Один из самых известных театрально-киношных мемов — “чеховское ружьё”. Это краткий способ обозначить деталь, которая показана вначале и, следовательно, должна обязательно как-то сыграть дальше в сюжете. Или тот факт, что, если какой-то детали предназначено спасти главного героя, она должна появиться заранее, а не явиться в происходящее из ниоткуда. Выражение происходит от фразы Чехова по поводу того, как должна строиться любая драматургия: «Если вы в первом акте повесили на стену пистолет, то в последнем он должен выстрелить. Иначе — не вешайте его». Неизвестным способом при цитировании пистолет постепенно превратился в ружьё, а само выражение “чеховское + некий предмет” стало обозначать самые разные типы влияния деталей на сюжет.
-
Чеховский подарок
— когда то, что станет чеховским ружьём, не сразу на стене висело, а его сначала герою подарили. Например, крысу, которая окажется сторонником Волан-де-Морта, Рону в “Гарри Поттере” подарил брат.
-
Чеховский стрелок — персонаж, который выскакивает на несколько секунд в течение сюжета только потому, чтобы мы не удивлялись, кто тот чувак, который в конце фильма (или следующей серии) вдруг изменил весь ход событий. Детектив Хоффман, например — незначительный персонаж Пилы III. Но в следующем фильме выясняется, что Хоффман — правая рука самого Крамера.
-
Чеховский бумеранг — ружьё, которое стреляет дважды, причём второй раз уже тогда, когда зрителю кажется, что своё деталь уже отыграла и больше появляться не будет. Во 2 сезоне Во все тяжкие главный герой Уолтер Уайт приготовил капсулу с ядом, рицином. Так капсула “стреляла” никак не меньше трёх сезонов, снова и снова.
-
Чеховские знания — незначительное хобби главного персонажа, которое вроде бы раскрывает его характер, но на самом деле вдруг сильно пригождается при повороте сюжета.
-
Чеховские новости — те, которые упоминаются в сюжете для того, чтобы персонаж или зритель вспомнил о них в нужный момент позже.