Не каждый сценарий превращается в фильм, и не каждый режиссерский замысел достигает экрана. О большинстве неснятых картин знает лишь горстка людей — их потенциальные создатели и, возможно, студийные менеджеры, отказавшиеся вложиться в проект. Но некоторые неснятые фильмы становятся настолько известны, что сотни тысяч и даже миллионы киноманов горюют из-за того, что эти проекты так и остались прожектами. Что это за фильмы? Мы вспомнили пятнадцать знаменитых неснятых картин, которые кажутся нам наиболее интересными.
«На орлиных крыльях»
1. Арнольд Шварценеггер
За свою звездную карьеру Арнольд Шварценеггер сыграл робота, киммерийца, русского, турка (камео в «Вокруг света за 80 дней»)… Но он ни разу не изображал немца — тем более нацистского офицера. И, оказывается, это роль, которую он очень хотел бы сыграть. В начале 2000-х Рэндал Уоллес, сценарист «Храброго сердца», сочинил основанный на реальных событиях сценарий о немецком военном, который в конце Второй мировой войны раскаивается в преступлениях Германии, отказывается расстрелять американских военнопленных и вместо этого выводит их к «своим». Шварценеггер с тех пор пытается найти деньги на такое кино, но с каждым годом вероятность его выхода становится все меньше и меньше. И даже если «На орлиных крыльях» будет снят, время для его съемок уже упущено. Шварценеггеру надо было сыграть эту роль тогда, когда сценарий был написан. Тогда он был бы правдоподобен как боевой офицер.
«Чужой 3»
2. Концепт-арт к фильму «Чужой 3»
Что? «Чужой 3» был снят и он мало кому пришелся по вкусу? Мы не спорим. Но мы сейчас не о той картине, которую с грехом пополам вымучил Дэвид Финчер, а о той, которая могла бы быть выпущена, если бы продюсеры Fox не выжили из проекта новозеландца Винсента Уорда. До того как сценарий был переработан, а Уорд заменен Финчером, «Чужой 3» планировался как картина о деревянном космическом корабле! Точнее, о построенном из металла, но изнутри обшитом деревом огромном шарообразном судне, созданном на деньги религиозных фанатиков, отрицающих «продвинутую» технологию. Представьте себе Звезду Смерти из «Звездных войн», у которой внутри не штурмовики и истребители, а пасторальный средневековый мирок с соборами, монахами, домашним скотом, пшеничными полями… И в этих полях прячется Чужой, прилетевший на корабле вместе с Рипли. Сюжет картины при этом не слишком бы отличался от сюжета того «Чужого 3», который мы знаем, но средневековый антураж и религиозная заостренность сценария Уорда породили бы куда более эффектное, необычное и сильное кино.
«Гладиатор 2»
3. Рассел Кроу и Ридли Скотт на съемочной площадке фильма «Гладиатор»
«Гладиатор» Ридли Скотта закончился смертью главного героя, и это должно было пресечь все разговоры о возможном сиквеле. Но музыкант и писатель Ник Кейв все же сочинил сценарий продолжения, и Скотт и Расселл Кроу одно время подумывали о его экранизации. В этом сценарии римские боги возвращают Максимусу жизнь, чтобы он помог своим соплеменникам уничтожить зарождающееся христианство. Однако взрослый сын бывшего генерала оказывается последователем новой религии и приемным сыном одного из ее лидеров. Так что Максимус переходит на сторону христиан и побеждает римские войска. В наказание за это боги приговаривают его к вечному скитанию и вечной войне. В эпилоге Максимуса должны были показать то сражающимся в крестовом походе, то участвующим во Второй мировой войне и в войне во Вьетнаме, то заседающим в Пентагоне.
«Капитал»
4. Сергей Эйзенштейн
12 октября 1927 года классик советского и мирового кино Сергей Эйзенштейн записал в своем дневнике: «Твердо решил снять «Капитал» по сценарию Карла Маркса». Воплощение художественными средствами выкладок основателя коммунизма должно было стать радикальным новым шагом в развитии кинематографа. Идею постановки Эйзенштейну подсказал роман Джеймса Джойса «Улисс», где через призму одного дня из жизни одного человека показывается вся европейская цивилизация. Режиссер хотел создать нечто подобное, только более компактное и не литературное, а кинематографическое. Однако реализовать этот замысел ему не удалось, так как кино задумывалось символическое и отчасти абстрактное, а от советских режиссеров требовали простоты и понятности.
«Крестовый поход»
5. Арнольд Шварценеггер и Пол Верховен на съемочной площадке фильма «Вспомнить все»
Мы знаем, что вышло из сотрудничества Арнольда Шварценеггера и Пола Верховена — замечательный фантастический боевик «Вспомнить все». Но что бы вышло из сотрудничества актера и режиссера, если бы они работали не над фантастической лентой, а над историческим полотном о Первом крестовом походе? К сожалению, мы этого уже никогда не узнаем. Сценарий «Крестового похода» был подготовлен к 1993 году, и в Испании уже началось строительство декораций, но студия Carolco отключила проекту кислород, когда стало ясно, что лента обойдется в 100 миллионов долларов. По мнению очевидцев, это мог бы быть ответ Верховена «Александру Невскому» и «Лоуренсу Аравийскому». Картина должна была не только передать размах средневековых баталий, но и прозрачно намекнуть, что европейцам и американцам на Ближнем Востоке делать нечего.
«Сердце тьмы»
6. Орсон Уэллс
Повесть Джозефа Конрада «Сердце тьмы» легла в основу «Апокалипсиса сегодня», и она была превращена в более близкий к тексту одноименный телефильм 1993 года с Тимом Ротом и Джоном Малковичем. Но все американские кинокритики и киноманы предпочли бы увидеть «Сердце тьмы», историю о путешествии по реке в дебрях Африки, в постановке Орсона Уэллса, одного из величайших режиссеров в голливудской истории. Уэллс задумал эту картину в конце 1930-х, еще до съемок своего главного шедевра «Гражданин Кейн», и она могла стать своевременным предупреждением об опасности нацизма и фашизма. Помимо прочего, этот проект был интересен тем, что Уэллс, предвосхитив нынешние ленты жанра «найденные пленки», хотел снять «Сердце тьмы» от первого лица и показать кошмар в джунглях глазами главного героя, моряка Марлоу. Сам Уэллс намеревался сыграть Курца, персонажа Марлона Брандо из «Апокалипсиса».
«Наполеон»
7. «Наполеон» Стэнли Кубрика
Мировое кино избаловано картинами о французском императоре, но мы все же хотели бы увидеть эпическую постановку, задуманную Стэнли Кубриком после успеха его шедевра «2001 год: Космическая одиссея». Режиссер с типичной для него въедливостью годами изучал биографию полководца и создал целую картотеку событий из жизни Наполеона и его ближайших соратников. Также он договорился с румынской армией о предоставлении в его распоряжение 40 тысяч пехотинцев и 10 тысяч кавалеристов. Сыграть Наполеона и его жену Жозефину должны были Дэвид Хеммингс и Одри Хепберн. Крест на этих планах поставили западный релиз «Войны и мира» Сергея Бондарчука и последовавший за ним провал «Ватерлоо», поставленного Бондарчуком на Западе. После двух этих грандиозных лент оплатить еще одну наполеоновскую эпопею никто не решился.
«Завоевание Мексики»
8. Вернер Херцог
Помните картину Мела Гибсона «Апокалипсис», рассказывающую о жизни народа майя до появления в Америке конкистадоров? Вернер Херцог, классик немецкого и мирового артхауса, одно время хотел снять нечто подобное — фильм о завоевании Мексики, снятый с точки зрения ацтеков и майя, а не испанских солдат. К несчастью, это был слишком дорогой проект для независимого кино, а переговоры Херцога с крупными студиями быстро заходили в тупик, поскольку у тех было слишком много «коммерческих» претензий к наработкам режиссера. Так что даже упрямому и упорному немцу пришлось сдаться и отправить проект в архив.
«Туристка»