Хорошему танцору не нужны сложные спецэффекты, чтобы заворожить публику. Это верно как на сцене, так и на экране. Удачное танцевальное кино – это красивые, музыкальные и драматичные постановки, которые захватывают не хуже, чем самый головокружительный экшен.
Танец-вспышка (1983) / Flashdance
До того как сосредоточиться на мужских и семейных блокбастерах, продюсер Джерри Брукхаймер занимался среди прочего картинами вроде «Танца-вспышки» Эдриана Лайна. Это была романтическая история о сварщице, которая мечтает стать профессиональной танцовщицей и отрабатывает свои па в баре-кабаре. Финальное сольное выступление главной героини – одно из самых известных в истории жанра. Песни из саундтрека ленты до сих пор популярны.
Шаг вперед (2006) / Step Up
Барышням и хулиганам нечего делать вместе – если только они не создают на танцполе симбиоз уличного и балетного искусства. Десять лет назад романтическая танцевальная драма Энн Флетчер нашла новый подход к истории Ромео и Джульетты и сделала звездой Ченнинга Татума. «Шаг вперед» стал столь популярен, что его сиквелы – правда, без участия Татума, но не менее «жаркие» – выходили вплоть до 2014 года. Причем даже последний из них, «Шаг вперед: Все или ничего», окупился в прокате.
Грязные танцы (1987) / Dirty Dancing
Для нас Патрик Суэйзи – это в первую очередь герой «Привидения». В Америке же его крепко полюбили после выхода ностальгической танцевальной мелодрамы «Грязные танцы». В ней актер изобразил курортного учителя танцев, который заводит роман с юной ученицей из состоятельной семьи. Почему их танцы были «грязными»? Потому что действие картины развивалось в 1963 году, когда еще было представление о «достойных» и «недостойных» танцах. Благодаря «Грязным танцам» песня (I've Had) The Time of My Life до сих пор считается одной из самых романтичных композиций в американской поп-музыке.
Мужской стриптиз (1997) / The Full Monty
Когда традиционные мужские профессии испаряются, как роса на солнце, настоящим мужчинам приходится осваивать занятия, о которых они прежде даже не помышляли. Конечно, если они хотят оставаться добытчиками, а не жить на пособие и жалеть себя. В британской трагикомедии Питера Каттанео «Мужской стриптиз» бывшие металлурги учатся танцевать без одежды, потому что никакой другой хорошей работы для них нет. Фильм получил главную британскую кинопремию BAFTA в категории «лучший фильм», обойдя в номинации «Титаник».
Давайте потанцуем (1996) / Shall We Dance?
Степенным японским бухгалтерам не положено танцевать. Разве что в изрядном подпитии и в узком дружеском кругу. Поэтому картина Масаюки Суо произвела в Японии большой фурор. Это было кино об обеспеченном, но несчастном бухгалтере, который тайно занимался бальными танцами, чтобы сойтись с привлекательной женщиной, и постепенно осознавал, что танцы для него важнее потенциального романа. Лента была удостоена 14 наград японской Киноакадемии. В 2004 году в Голливуде вышел ремейк с Ричардом Гиром, но вне японского культурного контекста картина смотрелась плохо. Тем не менее она тоже стала хитом.
Весь этот джаз (1979) / All That Jazz
Главный герой мюзикла Боба Фосса буквально живет музыкой. Она настолько важна для его существования, что даже когда в финале он умирает от сердечного приступа, он представляет себя на сцене, в окружении коллег и зрителей. Отчасти автобиографическая картина предсказала судьбу режиссера. Через восемь лет после ее выхода он скончался от сердечного приступа неподалеку от театра, где шел его мюзикл. «Весь этот джаз» удостоился «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля и четырех «Оскаров».
Строго по правилам (1992) / Strictly Ballroom
Прежде чем начать снимать мюзиклы в Голливуде, Баз Лурманн прославился в родной Австралии. Его дебютная музыкальная романтическая комедия рассказала о танцоре, который с детства мечтает выиграть международный конкурс по бальным танцам. Однако обстоятельства складываются так, что всего за несколько недель до состязания парню приходится сменить партнершу и начать танцевать с девушкой, которая кажется ему невзрачной и недостойной конкурса на высшем уровне. Фильм удостоился восьми наград Австралийского киноинститута и приза Каннского фестиваля.
Артист (2011) / The Artist
Современный черно-белый немой фильм «Артист» Мишеля Хазанавичуса переносит зрителей в те времена, когда звуковое кино в Голливуде еще было новаторским экспериментом, а не обычным делом. Главные герои картины – опытный артист немого кино и начинающая актриса, которая становится звездой звуковых лент. После множества совместных и раздельных приключений и переживаний они в финале ленты танцуют вместе на съемках чечеточного мюзикла. Фильм получил пять «Оскаров». Исполнитель главной роли Жан Дюжарден стал первым французом, который удостоился «Оскара» в категории «лучший ведущий актер».
Мой парень — псих (2012) / Silver Linings Playbook
В трагикомедии Дэвида О. Расселла герои чаще обсуждают американский футбол, чем танцы. Но все же кульминация картины – сцена на танцполе, а не на стадионе. На всем протяжении фильма главные герои то притягивают, то отталкивают друг друга, пока наконец в финале не осознают, что влюблены. И они танцуют не ради победы в любительском конкурсе, а от счастья, что преодолели свои внутренние преграды и что им больше ничто не мешает быть вместе. Фильм был номинирован на восемь «Оскаров». Исполнительница главной роли Дженнифер Лоуренс получила свою первую статуэтку Киноакадемии.
Черный лебедь (2010) / Black Swan
Танец – это не только техника, но и переживания. Уличные танцы, бальные танцы, профессиональный балет – везде важно чувствовать, что ты танцуешь, и воплощать свои эмоции в движениях. Поэтому для зажатой «хорошей девочки» из «Черного лебедя» исполнение партии Черного лебедя в «Лебедином озере» становится камнем преткновения. Героине Натали Портман приходится найти и высвободить свою «темную сторону», чтобы проникнуть в суть замысла Чайковского. И она отдает свою жизнь, чтобы станцевать так, как не танцевала никогда. Блистательная постановка Даррена Аронофски была удостоена актерского «Оскара» и четырех номинаций на статуэтку.