По легенде, примерно в 1480-1540 годах в Германии проживал алхимик, продавший душу дьяволу. Доктор Фауст, личность историческая и легендарная одновременно, знаток оккультных наук и предсказатель будущего, подчинил себе демона и добился невиданных высот — по крайней мере, так говорят мифы.
Бродячий школяр
В юные годы Фауст был настоящим бродячим школяром. Университетское образование помогало поддержать штаны: когда будущему чернокнижнику надоедало, он просто брал билет и перебирался в другое местечко.
Фальшивый ученый и крикун
Согласно некоторым данным, степень бакалавра теологии Фауст получил в Гейдельберском университете. Сохранились записи, где теолог упоминается неумным мошенником, якобы катавшимся по Европе и выдающего себя за великого ученого. С образом меланхоличного мага-чернокнижника, воспетым Иоганном Шписом, а затем и Гете, ничего общего эта фигура не имеет, что выглядит довольно странно.
Легенда о проклятии
Сам миф о связи Фауста с дьяволом возник еще при жизни философа. В XVI веке подобное не считалось чем-то удивительным: некто Иоганн Гаст, богослов из Гейдельберга, знал Фауста лично и оставил после себя несколько записей, где прямо говорил — мол, прислуживают чернокнижнику демоны в образе собаки и коня. С такими аргументами, конечно, спорить никто не стал.
В ад живьем
И гибель чернокнижника оказалась обставлена соответствующим образом. В 1540-м году постояльцы небольшой гостиницы в Вюртемберге проснулись от ужасной бури: ветер хлопал дверьми, а из печной трубы било пламя синего цвета. Жуткое представление длилось несколько часов. В комнате наверху были обнаружены обезображенные останки доктора Фауста — горожане тут же уверовали, что чернокнижника прибрал к лапам дьявол.
Начало легенды
В 1587 году Иоганн Шпис выпускает книгу «История о докторе Иоганне Фаусте, знаменитом чародее и чернокнижнике», тем самым окончательно закрепляя образ продавшего душу теолога в культуре. По сути, Шпис провел глубокую литературную обработку легенды о Фаусте, щедро добавив в жизнеописание героя мифы об известных средневековых чародеях, Симоне Волхве, Альберте Великом и других.
В ад за тщеславие
Сформированному в той книге образу Фауста было суждено остаться в истории на века. Дерзкий нечестивец, вступивший в союз с дьяволом, искавший великих сил и получивший в качестве наказание за высокомерие, дерзость и смелость билет в адское пекло.
Фауст, Гете
Сто лет спустя после выхода книга Иоганна Шписа вдохновила Гете. Великий писатель довел образ доктора до колоссального уровня: перед людьми предстал не самодовольный чернокнижник, не думающий о последствиях договора с дьяволом, но мыслитель, в чертах которого виден символ возможностей всего человечества.